Новости Идея Проекты Персоналии Библиотека Галерея Контакты Рассылка
НОВОСТИ

24.11.2015
Онтология человека: рамки и топика

24.11.2015
Статья С.А.Смирнова

14.10.2015
Забота о себе. Международная конференция


АРХИВ НОВОСТЕЙ (все)


АННОТАЦИИ

24.11.2015
Карта личности

01.07.2014
Нам нужно новое начало

03.05.2014
Человек.RU. 2014




Антропологический форсайт

Раздел: ПРОЕКТЫ
«Сетевой кадровый проект | Стратегия для Новосибирска»

Антропологический форсайт

Новые идентичности человека: анализ и прогноз антропологических трендов

2012-2013 г.г.

 Проект проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

Головной исполнитель: Новосибирский государственный университет экономики и управления.

Руководитель – Смирнов С.А., проректор по инновациям и науке НГУЭУ, д.филос.н.

 Цель выполнения научно-исследовательской работы (проекта):

Анализ и прогноз базовых антропологических трендов, влияющих на онтологическую идентичность человека и предложение альтернативных антропологических практик, преодолевающих самоубийственное радикальное изменение человека.

 Актуальность и научная значимость выполнения научно-исследовательской работы (проекта)

Актуальность заявляемого проекта диктуется как ситуацией, в которой находится человек как главный субъект современных изменений и трансформаций, так и гуманитарной наукой, его инструментарием и языком.

Современный человек испытывает серьезную и радикальную трансформацию с точки зрения собственной идентичности. Достижения генной инженерии, формирование интерфейса человек-машина, киборгизация различных управленческих практик и моделей приводят к тому, что привычная идентичность человека, его образ и облик радикально меняются. Все более учащающиеся практики самоуничтожения его самого собственными средствами (экологический кризис и войны являются здесь лишь следствиями) приводят к тому, что человека как род в скором времен предстоит записывать в Красную книгу и выставлять в Музее человека.

Главные радикальные изменения человека связаны с практиками трансгрессии и суицида. Человек все более готов на то, чтобы осуществлять на себе разного рода эксперименты и практики проверки с целью испытания самого себя и получения удовольствия через использование на себе разного рода препаратов, средств, лекарств, которые грозят его собственной жизни и привычному образу обитания. Наркотики, психотропные препараты, алкоголь, парк-трейсинг, фристайл, паркур разного рода, позволяющие человеку испытывать головокружительные эмоции, становятся все более частым и постоянным явлением. Тем самым формируются такие радикальные антропологические тренды, которые меняют онтологическую идентичность человека. Все это на фоне кризиса привычных традиционных институтов сохранения и охранения человеческой идентичности (семья, церковь, искусство, наука, образование) приводит к тому, что им на замену приходят разрушительные практики радикального изменения человека.

С другой стороны, сама гуманитарная мысль, гуманитарные науки испытывают явно выраженный дефицит не только управления указанными трендами (что само по себе является задачей радикально новой), но даже дефицит описания этих трендов. У философии и социологии, психологии нет выстроенного адекватного научно-методологического дискурса, чтобы, во-первых, описать новые радикальные антропологические тренды, во-вторых, предложить некую антропологическую альтернативу в виде таких антропологических практик, которые возвращают человеку его новую идентичность, преображают его и отвращают от практик трансгрессии и суицида.

Это означает, что актуальность данного проекта двойная. Мало того, что необходимо описать антропологические тренды, составить их репертуар, осуществить их прогноз и силу действия, но также необходимо выработать сам словарь этого описания, сам соответствующий адекватный антропологический дискурс, позволяющий ухватывать эти тренды и их прогнозировать. В этой связи до сих пор актуальным становится задача построения антропологии как науки наук. Проблема, поставленная почти сто лет назад М.Шелером по выстраиванию самостоятельного языка антропологии и повторенная Э.Кассирером о том, что человек, изучающий мир, меньше всего знает себя, остается актуальной.

Эта сложность связана с тем, что сама антропология как область гуманитарной мысли и практики долгое время была в плену у других гуманитарных наук и не могла найти собственный предмет и метод. Перед исследователями и разработчиками стоит задача выработки адекватного собственно антропологического дискурса как самостоятельного видения и самостоятельного языка, имеющего свой предмет и метод.

Также актуальность проекта связана с тем, что собственно сама теория и практика прогнозирования и тем более практика анализа трендов и сценариев развития (конструирования будущего или форсайта) никогда не применялась в мировой практике относительно антропологических трендов. Форсайт применялся к практике прогнозирования трендов и формирования согласованного экспертного мнения в образовании, в науке, в критических технологиях, к социальной сфере (что гораздо реже). Относительно антропологических трендов методология проведения форсайтных исследований применяется впервые.

 

Описание решаемых научных проблем и поставленной задачи

Из описанной выше актуальности показано, что в рамках проекта предполагается решить следующие проблемы и задачи

1. Выработка адекватной концепции и методологии проведения форсайтного исследования применительно к анализу и прогнозу антропологических трендов, меняющих идентичность человека.

2. Разработка новой онтологии человека – антропологического дискурса, в котором показана новая онтологическая идентичность человека.

3. Разработка адекватного инструментария проведения форсайт проекта, удерживающего с одной стороны специфику классического форсайта (экспертные панели, фокус группы, дельфи опросы, глубинные интервью и проч.), с другой стороны, выстраивающего специфический предмет проекта – антропологические практики и антропологические тренды.

4. Выработка пакета предполагаемых сценариев развертывания будущего человека и выявление наиболее предполагаемого будущего сценария (репертуар сценариев).

5. Формирование экспертного пула, различных профессиональных групп, носителей нового антропологического дискурса, видения предполагаемого будущего сценария развития и радикального изменения человека. Предполагается сформировать экспертный пул в 300 человек и составить базу данных по видам научных интересов, научных проектов, публикаций и разработок данный экспертной группы.

6. Содействие формированию экспертной сети взаимодействия профессиональных групп, выстраивание институционально устойчивой экспертной сети, которая после окончания проекта будет продолжать взаимодействовать и осуществлять совместные проекты и разработки. 

 Краткое описание (характеристика) работы

Работа посвящена анализу и прогнозу радикальных антропологических трендов в виде радикальных антропологических практик, меняющих онтологическую идентичность человека. Работа посвящена выстраиванию образа будущего человека, который в обозримом будущем будет онтологически другим. Работа предполагает выработку адекватных средств и инструментов анализа, прогноза и конструирования способов обитания и практик будущего человека. Работа предполагает выстраивание соответствующего предмету антропологического дискурса, дефицит которого испытывает современная гуманитарная мысль и практика.

 Краткий анализ состояния исследований (в Российской Федерации и за рубежом) по выбранному направлению, оценка новизны и перспективности реализации предлагаемых подходов для достижения цели работы.

В настоящее можно выделить два пула экспертов, занимающихся с одной стороны, выстраиванием неклассического антропологического дискурса, с другой стороны, практикой проведения форсайта.

 Первый пул, антропологический.

Основными группами, которые занимаются антропологическими исследованиями как самостоятельной областью знаний, выстраиванием собственной новой антропологической эпистемы и проработкой самостоятельного антропологического дискурса со своим предметом и методом, в России являются следующие.

Группа Центра синергийной антропологии (рук. С.С.Хоружий и О.И.Генисаретский). Эту группу трудно назвать однородной. Центр синергийной антропологии, ведомый в основном усилиями С.С.Хоружего, стал центральным организующим локусом, вокруг которого собираются и дискутируются основные мировые практики, связанные с поиском и выстраиванием новой антропологической парадигмы. Эти работы притягивают различных авторов, занимающих различные идеологические и методологические позиции. Но их объединяет стремление выстроить собственно самостоятельный антропологический дискурс и самостоятельную онтологию человека. Это требует как проработки богатой духовной традиции различных духовных практик в мировой культуре (практики священнобезмолвствующих в исихазме, практики дзэн, практики в суфизме, практики в духовных упражнениях иезуитов и др.), так и проработки новых современных концепций по неклассической антропологии. Центр проводит постоянные семинары, ведет сайт, на котором размещаются материалы семинаров (www.synergia-isa.ru).

Группа в Новосибирске (рук. С.А.Смирнов). На базе НГУЭУ проводятся уже несколько лет антропологические семинары, на которых обсуждаются проблемы выстраивания неклассического антропологического дискурса. Также издается ежегодный гуманитарный альманах «Человек.RU». Ведется сайт: www.antropolog.ru. Вокруг семинаров на базе НГУЭУ группируются разнообразные гуманитарные группы, представляющие различные интересы. Но всех их объединяет стремление вырабатывать и обсуждать проблематику идентичности человека, идентичности России, Сибири, проблематику проведения глубинных исследований и форсайтов касательно будущего развития.

Необходимо также отметить небольшие активные группы, занимающиеся антропологическими исследованиями в Томске (профессор С.С.Аванесов), в Казани (О.Д.Агапов).

Также за последние два года сформировалась еще одна точка активности в Ижевске (приглашенный научный руководитель Б.Д.Эльконин). Здесь уже проведены две конференции по антропологическим практикам. Издается альманах «Антропопраксис». Идеологически группа близка к выше названным центрам, имеет с ними постоянные научные контакты. Особо необходимо назвать и работы самого Б.Д.Эльконина как попытку построить антропологические основания для психологии развития.

Все выше названные центры и группы имеют постоянные контакты и ежегодно собираются на совместные семинары и конференции. У них выработано некое единое совместное поле представлений относительно новой идентичности человека и относительно оснований, на которых должна выстраиваться неклассическая антропология как новая эпистема.

Также необходимо отметить и группу исследователей, занимающихся антропологией в Санкт-Петербурге (это такие авторы, как Г.Л.Тульчинский (филиал ГУ ВШЭ), Б.В.Марков (кафедра философской антропологии Санкт-Петербургского университета). Г.Л.Тульчинский вырабатывает собственный концепт постчеловеческой персонологии совместно с постоянным соавтором М.Эпштейном (живет и работает в США). Б.В.Марков и его коллеги больше занимается изучением классической европейской традиции. Доминанта в их исследованиях лежит в области продолжения работ, которые были проведены еще европейским постмодерном, большей частью во французской версии.

Также необходимо отметить и работы Н.Я.Григорьевой (Санкт-Петербург), занимающейся историей антропологии в европейской традиции.

Также необходимо упомянуть работы В.А.Подороги, как самостоятельного исследователя, в настоящее время занимающегося проблематикой антропологии литературы (цикл работ «Мимезис»). А также работы П.С.Гуревича, продолжавшего издавать работы и учебники по классической философской антропологии.

Если держать рамку неклассического антропологического дискурса, то с этой точки зрения в мире не так много авторов пытаются осуществить его выстраивание.

Это работы М.Эпштейна (США) по разнообразной тематике, включающей в себя построение неклассического проективного словаря философии и также работы по гуманологии.

Это работы И.П.Смирнова (Германия), занимающегося разнообразной гуманитарной проблематикой, в том числе и по антропологии.

Необходимо отметить опыт осмысления работ позднего М.Фуко (курсы лекций  «Герменевтика субъекта», «Управление другими» и др.), построенные на основе лекций начала 80-х годов прошлого века, но которые так пока и не введены в философско-антропологический дискурс. Группы С.С.Хоружего и С.А.Смирнова посвятили специальные семинары и издания работ по осмыслению концепта М.Фуко и включили его работы в корпус текстов, посвященных выработке неклассической антропологии (концепт практик себя). Но реальные последствия его работ, реальные научные школы, группы исследователей пока не наблюдаются ни во Франции, ни в других странах.

К зарубежным авторам необходимо отнести также таких, как Ф.Фукуяма, описавшего в ряде последних работ тренды по изменению природы человека («Наше постчеловеческое будущее», «Конец истории и последний человек»), П.Слотердайк и др.

Необходимо выделить также пул авторов, занимающихся проблематикой культурной антропологии (антропология культуры, антропология текста, антропология литературы и др.). Это различные авторы, как последователи культурной антропологии в США (работ К.Гиртца и др.), так авторы, прорабатывающие проблематику по антропологии литературы в Германии и США (современные авторы К.Платт, Х.Гюнтер, Р.Николози). Также к этой группе необходимо отнести и отечественных авторов И.Прохорову, Н.Поселягина, А.Панченко.

Тем не менее при всем перечислении имен приходится признать объективную ситуацию: самостоятельно антропологический дискурс у многих авторов не просвечивается, а является частью гуманитарных исследований. Антропологическая парадигма, в которой ситуация человека описывается и выстраивается самостоятельно и главное – в части будущего человека, его новых образов становления и идентичностей пока в мировой гуманитарной мысли присутствует весьма слабо. 

 

Второй пул, форсайтный.

Мировая практика проведения форсайтов огромна и уже имеет давнюю традицию, которая начинается с первых национальных форсайтов в Японии. Основной инструментарий форсайта наработан в рамках этих национальных и мирровых форсайтов в США, Японии, Франции, Германии, Китае. Форсайт применяется к различным отраслям – развитие образования, науки, критических технологий, технологических кластеров, к развитию регионов. Форсайт давно стал институционально закрепленным. В мире сотни организаций занимаются форсайтом. Издаются бюллетени и аналитические доклады. Например, обобщен опыт форсайта в капитальном пособии, изданном под эгидой ООН (UNIDO).

Также за последние 10 лет в России было проведено несколько национальных форсайтов. К ним можно отнести форсайт высшего образования (ГУ ВШЭ), форсайт по развитию Башкортостана, форсайт по развитию науки и технологий. Создан Центр форсайта на базе ГУ ВШЭ. Издается журнал «Форсайт».

Необходимо отметить также еще две форсайт группы. Это Группа конструирования будущего (рук. С.Б.Переслегин), профессионально занимающаяся форсайтом. Издает свои пособия, книги (например, известная работа С.Б.Переслегина «Новые карты будущего или Анти REND»). Группа проводит свои семинары, занятия по основам прогнозирования и форсайта на разных площадках, в том числе и в Открытом университете «Сколково». У этой группы содержательным центром являются работы С.Б.Переслегина, в которых выстраивается своя онтология и свое представление о мировом устройстве, в том числе и об идентичности человека. С.Б.Переслегин был привлечен к реализации выше названного форсайт проекта в Новосибирске.

Также это группа С.В.Попова, реализовавшая форсайт проект «Детство 2030» по заказу Общественной Палаты РФ. Этот форсайт фактически был первым, посвященным сугубо гуманитарной проблематике. Он показал специфику проведения форсайта, поскольку в данном случае необходимо было не только прогнозировать и строить дорожную карту, но и выстраивать особую онтологию, новый дискурс детства.

Также необходимо назвать группу «Метавер», проводившую несколько форсайтов по тематике развития образования и общества. Группа выработала свой авторский метод  форсайта (rapid foresight), учитывающий специфику собственно гуманитарного форсайта.  

Также работают и другие группы, проведшие свои региональные форсайты.

Это группа на базе Сибирского федерального университета (рук. В.С.Ефимов), проведшая форсайт проект по развитию Красноярского края, форсайт проект по развитию Республики Саха Якутия (идентичность северных народов), форсайт по развитию высшего образования в России.

Это группа в Новосибирске (рук. С.А.Смирнов), проведшая выше названный форсайт «Человеческий капитал региона инноваций».

В качестве перспективной отечественными форсайт группами обсуждается новая технология форсайта, нацеленная именно на фиксацию и прорыв границы возможного видения – технология «Анти-Дельфи». Она нацелена на выявление и четкое оформление «онтологических развилок» (в отличие от формирования «экспертного консенсуса» в рамках классического Дельфи). Итогом Анти-Дельфи должно стать знание об иных возможных онтологиях и непредставимых в настоящее время вариантах будущего, которые могут быть помыслены и реализованы на основе данных онтологий.

Технологически выстроенное преобразование «мышления про будущее», расширение онтологического поля, на котором строится видение будущего, может стать отличительной особенностью «Русского Форсайта», основой его новизны и конкурентоспособности (в отношении к другим национальным стилям Форсайта – европейскому, японскому и др.). Названный выше прецедент Форсайта в России («Детство 2030») задает пример нового типа работы с будущим, предметом видения в котором были возможные изменения общественного дискурса и конструирование новой социокультурной реальности. Результаты данного проекта содержат инновационные по своему типу элементы: «новый дискурс детства» и особая по конструкции «дорожная карта».

Выше названный опыт различных групп исследователей задает с одной стороны, богатый контекст для нового проекта. С другой стороны, обнажает особые дефициты.

С одной стороны, есть опыт проведения антропологических исследований и опыт проведения форсайтов в мире и в России.

С другой стороны, мы не знаем опыта проведения собственно антропологического форсайта, предполагающего одновременно выстраивание неклассической онтологии человека и использование для этого инструмента форсайта. Ни в мире, ни в России пока нет опыта проведения собственно антропологического форсайта.

Это задает одновременно и радикальную новизну проекту, и показывает риски для авторов проекта.

В то же время эти риски могут быть минимизированы как раз за счет организации сетевого взаимодействия с другими группами исследователей, с которыми у научного коллектива заявителей постоянные содержательные контакты. Представители этих групп будут привлечены в качестве приглашенных экспертов для проведения семинаров, организации экспертных панелей и глубинных интервью.

  Предполагаемые результаты форсайта:

1. Выработано концептуальное представление относительно новой антропологической реальности, идентичности людей в долгосрочной перспективе на 2050 год, связанной со средой обитания, образом жизни, коммуникациями, стратегиями поведения, образами мышления.

2. Сформировано ядро пула экспертов, носителей новой онтологии человека, в которой человеческая идентичность описывается самостоятельным антропологическим дискурсом.

3. Предложено видение согласованных топосов квадранта форсайта в связке – онтология, институты и инфраструктуры, модели управления, проекты и программы.

4. Разработан пакет инструментов для проведения форсайта применительно к гуманитарной и социальной проблематике, с учетом специфики предмета (методика проведения глубинных интервью, методика проведения дельфи-опроса, методика проведения семинаров по сценированию и стратегированию, фокус групп, экспертных панелей).

5. Составлен черновик дорожной карты «Человек 2050», карты изменений и трансформаций человеческой идентичности, появления и формирования новых трендов, формирования новых антропологических практик, меняющих идентичность человека.

 Концепция и методология форсайт проекта и его рабочая онтология проекта публикуются здесь.

 

 

 

Концепт и методология проекта
Кайгородов П. Национальность и идентичность
Горбачева А. Влияние современных ИТ...
Горбачева А. Конструктивные и деструктивные практики людей в сети интернет
Немцев М. Антропологический смысл философской социализации
Горбачева А., Кайгородов П. Новые идентичности современной молодежи
Круглый стол. Новосибирск. 28.02.2013
Круглый стол. Томск. Май. 2013
Смирнов С.А. Аналитика и диагностика антропологических трендов
Смирнов С.А. Дельфи опрос в гуманитарном форсайте

Раздел: ПРОЕКТЫ
«Сетевой кадровый проект | Стратегия для Новосибирска»


К началу
   Версия для печати





Отзывы
Все отзывы
© 2004-2024 Antropolog.ru