Новости Идея Проекты Персоналии Библиотека Галерея Контакты Рассылка
НОВОСТИ

24.11.2015
Онтология человека: рамки и топика

24.11.2015
Статья С.А.Смирнова

14.10.2015
Забота о себе. Международная конференция


АРХИВ НОВОСТЕЙ (все)


АННОТАЦИИ

24.11.2015
Карта личности

01.07.2014
Нам нужно новое начало

03.05.2014
Человек.RU. 2014




Отзывы

Хоружий С.С. Практики себя - духовные упражнения - духовные практики

04.11.2012 Igor Zhevna
Для утверждения православных «практик себя» Сергей Хоружий отказывает православию в целом ее традиций, т.е. во имя теоретического удобства перед нами православие сочиняется, а не берется в своей подлинной реальности. Нужно отметить, что это общая тенденция околохристианской интеллигенции со времен эссеистики «веховцев», тогда и теперь православие берется не как реально существующая церковь, с ее самыми примитивными воззрениями и практиками, а как придуманная, сочиненная, желаемая реальность, существующая только в воображении пишущего о ней. Этот отказ от признания реальности спасителен для порождения текста, спасает и от личной ответственности за то, что происходит в современности.

Читая «Практики себя» Сергея Хоружия я долго не мог избавится от какой-то стилистической знакомости его текста. Но уже на 10-ой странице разгадал стилистику советских критических работ, когда воззрения тех или иных философов были пропущены через марксистско-верное учение, разоблачены и раздавлены силой великих идей. Главным в этих сочинениях всегда было не отразить систему воззрений того или иного философа, не вступить с ним в диалог истины, а показать на сколько ловким, увертливым может быть автор, утверждающий величие великих идей.

Кроме этого идеологическая, дидактическая направленность сочинения Хоружия не позволяет автору увидеть ряда нестыковок в своей критике Фуко. Самым важным непониманием здесь можно признать утверждение Фуко о том, что античные практики себя были направлены на подготовку к жизни, ее проживанию, а православные практики, даже исихастов, всегда направлены на умерщвление, на удачную жизнь после смерти. Подобная направленность за жизнь может, конечно, собирать личность, но более верным было бы предположить обратное. Только разрушение земной личности: живущей, чувствующей, желающей, стремящейся к воплощению в этом мире можно достигнуть потусторонней благости существования. С. Хоружий отказывается признать и не пытается осмыслить главную претензию к христианству, как религии служащей уничтожению полнокровия земной жизни во имя светлого будущего на небесах.

© 2004-2019 Antropolog.ru