Новости Идея Проекты Персоналии Библиотека Галерея Контакты Рассылка
НОВОСТИ

24.01.2014
Конгресс "55 и выше"

24.01.2014
Статья С.А.Смирнова

15.12.2013
Новые публикации по Форсайту человека


АРХИВ НОВОСТЕЙ (все)


АННОТАЦИИ

24.01.2014
Антропология номадизма

15.12.2013
Смирнов С.А. Дельфи опрос в гуманитарном форсайте

15.12.2013
Смирнов С.А. Аналитика и диагностика антропологических трендов




Развитие человека

«Биография | Как привести мир в равновесное состояние»

М.Лайтман

Развитие человека

Мы находимся под воздействием сил природы. Если, находясь внутри природы, мы не ощущаем себя хорошо и удобно, а испытываем всевозможные давления: внутреннее напряжение в самом человеке, давление общества, экологических проблем — это знак того, что силы природы действуют на нас, толкая нас к развитию.

Ведь любое давление, оказываемое природой на каждую свою часть, производится с целью развить её. А если бы эти части были достаточно развиты, то находились бы в равновесии с природой, и именно к этому состоянию природа желает привести каждое творение, каждую свою составляющую.

В природе действует множество законов (энтропии, термодинамики и т.д.), с их помощью она стремится прийти к состоянию покоя, равновесия, баланса давлений и сил. И только достигнув точки равновесия, природа остановится. А пока она не достигнет равновесного состояния, дисбаланс сил будет вызывать движение к развитию.

Исходя из этого, мы должны понять, что всё еще находимся в процессе развития. Не надо думать, что человек окончательно сформировался и не нуждается ни в каких изменениях. Напротив. Мы, как самая развитая и самая чувствительная часть из всех составляющих природы: неживой, растительной, животной — должны пройти еще более быстрое, экстремальное, эффективное, существенное развитие по сравнению со всеми остальными частями природы.

Если неживая природа за все время своего развития практически не изменилась, растительная — изменилась немного больше. Животная природа претерпела еще большие изменения, и возможно, что люди, которые сдерживают ее развитие, наносят этим вред. Может быть, какие-то виды животных и растений и должны исчезнуть с земли, и мы напрасно удерживаем их при помощи природоохранных мер. И конечно не случайно, что самое большое давление испытывает человек. Это признак того, что он обязан развиться больше всех остальных частей природы.

Видимо эволюция еще не закончена, и мы находимся на самом важном ее этапе. По огромному и разностороннему давлению, которое  ощущает на себе человек, можно понять, что эти воздействия направлены против внутренней составляющей человека — человека в человеке. Ведь в самом человеке тоже есть уровни: неживой, растительный, животный и человеческий. Именно человеческий уровень в человеке испытывает самое большое давление.

Мы видим, что это та самая часть в нас, на основе которой мы строим семью, — и сейчас человек чувствует, что семья разрушается. Человек, развиваясь как человек, желает идти вперед и развивать себя и этот мир, и вдруг чувствует разочарование в собственных силах. Жизнь становится бесцельной и пропадает стимул к развитию, который прежде заставлял его изменяться в погоне за телесными наслаждениями, богатством, почетом, знаниями. Он чувствует, что природа угрожает и давит именно на ту часть в нем, которая определяет его как человека.

Все созданные обществом ценности: культура, образование, государство — всё это рушится. Человечество строит всемирное сообщество, а результатом этих действий становятся террор и наркотики. Человек чувствует себя маленьким и несчастным. Всё, что он построил для себя в качестве среды обитания, оборачивается ему во зло. Как написано: «Враги человека живут в его собственном доме».

Если посмотреть на жизнь человека на животном уровне, то нашему телу стало лучше, ведь мы стали дольше жить, но и в этом мы не ощущаем удовлетворения. Для чего нам эта длинная старость? Это верно, никто не хочет умирать, и все боятся смерти, но какие достижения ждут человека после 60-70 лет?

Мы построили себе систему, полностью обеспечивающую нам пропитание, но и в этом мы перестарались (без всякой меры) и обратили все достижения себе во зло. Что дают человеку все эти «блага», полученные за счет применения химии, — новые синтетические или генетически измененные продукты? Даже на ступенях развития, не относящихся к человеческому уровню, а касающихся нашего физического тела: в отношении пищи и здоровья, квартир, в которых мы живем, в отношении различных способов удовлетворения наших потребностей, за счет того, что мы являемся людьми и идем в своих желаниях впереди животных, — мы разрушаем сами себя. 

Человек, находящийся в нас, разрушает всё. И против него направлено всё давление природы, видимо для того, чтобы изменить его. Он чувствует себя хуже всех — не его тело, а именно человеческая часть в нем, личностный, социальный, мировой элемент(ы). И это указывает на то, что именно эта часть обязана измениться. Мы должны изменить человека в себе.

Этот человек в нас, которого мы должны изменить, не может измениться сам, своими силами. На всех прошлых этапах творение участвовало в своем развитии неосознанно. Оно реагировало на воздействие на уровне зародыша: возникает давление, какое-то воздействие — он поворачивается, приспосабливается.

Следующая ступень — это рождение человека, а после рождения его развивают свыше, с помощью окружения, природы, действующей через родителей или других людей, через общество, или же развивая человека без посредников. И это развитие понемногу, все больше и больше по прошествии лет, начинает зависеть от того, как человек понимает происходящее с ним и сам участвует в собственном продвижении. Он понимает, что подняться со ступени на ступень невозможно, если он сам не почувствует необходимость, не поймет почему это необходимо, и что с ним происходит.

Он словно ребенок, который должен учиться, сдавать экзамены, писать всевозможные работы, чтобы перейти в следующий класс. А иначе не будет считаться, что он развивается и переходит со ступени на ступень. Он будет перемещаться на уровнях неживого, растительного и животного, но на уровне «говорящий», «человек» он останется дикарем. Т.е. он только внешне будет напоминать человека, но не будет внутренне соответствовать этому уровню по своему знанию, ощущению, пониманию, восприятию, по своему развитию.

Иными словами, ступени развития человека в человеке должны проявляться уже при обязательном и непременном участии самого человека. Это не произойдет со стороны природы через давление на человека. Человек уже сам, со своей стороны должен начать реагировать на развитие как на желанный процесс. А если он не хочет развиваться, то ничего не поможет.

Как развивалось существование человека в этом мире, начиная от дикаря до цивилизованного человека? Природа вызвала в человеке появление разума и мудрости, тем самым, развив человека так, чтобы он смог сам участвовать в своем развитии. И за счет этого человек оторвался от животного уровня и стал человеком.

И.Ашлаг приводит пример: «бычок однодневка называется быком», потому что в свой первый день жизни уже знает всё, т.е. он развивается вынужденно согласно инстинктам и законам природы, человек же должен сам участвовать в собственном развитии.

Как мы хотим, чтобы ребенок улыбнулся, чтобы он что-то сказал!.. Как мы радуемся всему, что бы он ни сделал! Почему так происходит, почему мы должны этого желать? Пусть бы это произошло как естественная реакция в свое время. Нет! Это не может прийти само по себе. Мы должны пробудить в человеке желание развиваться как человек — развивать часть человека в себе. Иначе он останется подобен животному, словно Маугли, как те дети, которые выросли в лесу среди диких зверей.

Поэтому развитие, при котором человек превращается из животного в человека и развивается уже как человек, начинается с того, что в дикаре начинает раскрываться желание развития. И это желание развития тоже развивается естественным образом на неживом, растительном, животном и человеческом уровнях в человеке. И на каждой последующей ступени человек становится всё более избирательным, анализирующим, решающим в собственном развитии.

Уже не природа обязывает его именно к такому развитию, а он сам делает выбор. Чем больше развивается человек — всё человечество, выстроенное в ряд, словно шеренга солдат, развивается от перевоплощения к перевоплощению, от поколения к поколению, — тем большую свободу природа предоставляет человеку. Будто человек может выбрать несколько путей и должен искать и найти среди них правильный, получив то тут, то там ответные удары и убежав в правильное место, в правильном направлении развития. Среди нескольких якобы возможных направлений он должен найти верное.

Так мы в итоге развиваемся и не можем развиваться иначе. Поэтому не правы те, кто предъявляет претензии, говоря, что мы могли бы развиваться другим путем, т.е. не выходить из пещер и, оставаясь в них, развиваться в другой форме, не стремясь к богатству, почету, власти и знаниям.

Возможно, природа развивает нас в плохом направлении, приводя к увеличению численности человечества, саморазрушению, заставляя прилагать огромные усилия и двигаться неизвестно куда, зачем и во имя чего. Заставляет производить продукты, в которых нет никакой необходимости для существования тела, — тысячи видов сладостей, спиртных напитков и сигарет. И хотя это развитие кажется нам плохим, но это, как объясняет Бааль Сулам[1], — плод, который еще не созрел, горек и неприятен. Мы не знаем, куда идем, и поэтому должны развиваться. Эволюция еще не закончена.

Если мы смотрим на человеческое тело и говорим, что человек, в качестве одной из частей эволюции, достиг своего совершенства, то мы рассматриваем человека как животное, совершенно отсекаем его от личностного, общественного и мирового развития. Мы не принимаем в расчет, что в природе есть разум, мудрость большие, чем в человеке, и эти силы развивают его самым точным образом в направлении к особой цели, которую природа поставила перед собой.

Творец — это природа. И если мы не задумываемся о том, что нам необходимо развиваться, то исключаем себя из порядка развития. Мы извлекаем себя из природы, а именно через нее происходит давление на нас. Мы не думаем, что у природы есть разум, и что этот разум движет всем, и от него исходит вся материальная природа, в которой развиваются неживой, растительный, животный и человеческий уровни.

Ошибочное мнение, что нет высокой и всеобъемлющей мысли, охватывающей все мироздание, существующей на ступени более мудрой, чем человек, заставляет людей думать, что им не нужно подниматься и развиваться выше животного уровня.

Если бы мы приняли предположение, что всё наше развитие обязательное, и от ступени к ступени природа развивает нас в очень логичной и точной форме, с мудростью и огромной рациональностью, если бы мы это видели и чувствовали, если бы у нас таким образом открылись глаза, то нам было бы гораздо проще далее понять, что мы — дети развития, и задуматься, в каком направлении мы развиваемся.

Если природа давит на человеческую часть в нас, то это желательное направление развития. И мы должны вместе с развитием, которого желает от нас природа, добавить собственное желание в том же направлении. Человек становится более развитым по мере своего участия в продвижении.

Поэтому мы должны искать, как развиваться по собственному желанию. Как взрослые давят на ребенка и хотят получить от него всевозможные реакции, поскольку без отклика по своему желанию и без понимания ребенок не вырастет. Ведь то, что он должен и может сейчас приобрести, может прийти, только если это предваряется его собственным желанием, собственным поиском в правильных направлениях и за счет тех или иных ошибок и оплошностей, которые тоже подстраивают ему взрослые, для того, чтобы позволить ему набраться ума и всевозможными способами учиться.

Итак, мы должны понять, что в природе есть две противодействующие силы, положительная и отрицательная силы. Они развивают нас, управляя нами, будто двумя вожжами, словно две материнские руки направляют нас, маленьких детей. Мы должны только понять, чего хочет от нас мать-природа и куда она ведет нас. И понимание мы должны предварить своим собственным желанием, и каждый раз искать в себе, в том, что происходит с нами, чего желает от нас природа, и в этом направлении вести поиск, чтобы найти в себе желание и отклик, сделать какой-то собственный шаг навстречу.

Только тогда мы будем выглядеть как взрослые люди, а не как маленькие несчастные дети, которых бросили, и они должны сделать шаг вперед и не знают, куда и как, и чувствуют, что им осталось лишь упасть на месте. На этом этапе мы, поднявшись со всех предыдущих ступеней, должны стать человеком. И характерным для этого этапа развития является то, что пройти его можно только при полном осознании человеком своего места в природе. Чем больше человек развивается, тем меньше и меньше природа подсказывает ему, как ему следует развиваться.

Как в обычном образовании в этом мире, пока ребенок маленький, мы подробно объясняем ему, что он должен взять и что с этим сделать, показываем ему примеры, учим его. Но чем старше он становится, тем меньше мы объясняем ему, что и как, оставляя право выбора, чтобы он сам искал пути, как лучше сделать – так или иначе.

Когда же он становится еще взрослее, мы вообще скрываем от него, что от него требуется. А лишь оказываем на него давление, чтобы он сам понял, посредством этого нажима, что он должен сделать, чтобы не испытывать этого давления.

Ко мне приходит множество людей, которые спрашивают: «Чего эта жизнь хочет от меня?! Что я делаю неправильно?! Как я должен измениться, чтобы отреагировать?» Т.е. от множества бед в человеке уже появляется мысль, что он что-то делает неправильно, и поэтому природа, жизнь относятся к нему как будто бы с жестокостью.

На наших ступенях развития природа вообще скрывается от нас. Она оставила нас в одиночестве, чтобы мы сами, с помощью каких-то намеков — через посланников, раскрывающих каббалу, искали, как мы должны развиваться и изменяться.

Эти намеки, эти ключи были даны человеку на первых ступенях развития, в городе Уре Халдейском, с которого началась наша цивилизация, когда люди хотели построить Вавилонскую башню. Это было время, когда дикарь начал становиться человеком. И с тех пор наука каббала была скрыта, и развивалась лишь в самом своем корне — в части человечества, называемой народ Израиля, при их развитии на базисной ступени. А затем они потеряли эту науку, и сейчас она должна вновь раскрыться.

Мир Бесконечности и все миры развиваются как «нечто из ничего» вплоть до этого мира, и затем развивается этот мир в своей духовной форме. А после этого приходит мир материи, который тоже развивается как «нечто из ничего» посредством взрыва, начавшегося из одной точки.

Эта модель является слепком с духовного развития. Разница между этой моделью и духовным развитием заключается в том, что, с одной стороны — духовное развитие происходило сверху вниз, по регрессии, от мира Бесконечности до этого мира, а с другой стороны — это создало хорошие условия для свободного существования, независимого от Творца, поскольку были созданы ступени скрытия. А развитие материи от начального уровня, от Большого взрыва до нашего времени и далее — это развитие неживого на поверхности земли, а затем растительности, животных и человека.

Глядя на это развитие, мы должны понять, что неживое развивалось миллиарды лет, пока земной шар не остыл и не затвердел, и на нем не начала развиваться растительность — это только уровень неживого в пирамиде. А затем миллиарды лет потребовалось на развитие растительного уровня, и потом миллионы лет — на развитие животного уровня, и после — десятки тысяч лет на развитие человека.

Мы не видим насколько плоской является эта пирамида, не острой. Каждая ее нижняя часть в миллиарды раз больше верхней, более развитой, превосходит ее количественно. Однако по качеству — наоборот, верхняя часть пирамиды превосходит нижнюю.

Из этого соотношения мы, может быть, сможем понять, какое еще развитие должно произойти с нами сейчас относительно нашего сегодняшнего состояния, поскольку это развитие качественное, а не количественное. Это внутреннее развитие в человеке. 

Наука каббала рассказывает нам, что духовный мир развивался согласно четырем стадиям прямого света. А затем согласно тем же стадиям развилось первое духовное кли, духовный мир Адам Кадмон, все остальные миры в их развитии и соединении, включая разбиение келим. И после этого появился человек, построенный, согласно той же самой модели. Но в его модели свойства отдачи и получения соединены вместе. Так мы достигаем последней ступени развития в этом мире, и в этом мире происходит прорыв в физическую материю, находящуюся в отрыве от Творца, — это называется «начальной точкой буквы йуд», абсолютно отключенной от ощущения Творца.[2] И поэтому она находится в таком состоянии, которое называется «прорывом» из духовного в материальное.

Эта точка особенна тем, что абсолютно лишена ощущения Высшей силы и чувствует только саму себя. Это называется материальной «начальной точкой буквы йуд», в которой есть лишь желание наполнить себя и нет желания ощутить того, кто ее наполняет, т.е. Творца.

Остается только одно желание, а второе желание находится в скрытии, поскольку от мира Бесконечности и до нашего мира Творец скрывает себя всё больше и больше, в форме, которая соответствует треугольнику, перевернутому острием вниз. И когда он достигает самого низа, скрытие становится всеобъемлющим, тотальным.

Приведем пример. Хозяин, находящийся подле стола, совершенно скрыт, около угощения остается только гость. Но, находясь рядом с угощением, гость чувствует только, как может насладиться самими этими яствами, а все остальные ощущения и наслаждения должны прийти от правильного ощущения присутствия Хозяина, его величия. Если гость, находящийся рядом со столом, хочет почувствовать большее наслаждение в точке этого мира, в которой он находится вместе со столом, то всё дополнительное наслаждение может прийти только за счет осознания Хозяина.

В развитии неживого полностью властвует Творец, во всей Вселенной и вплоть до земного шара. Затем в развитии растительного Творец немного скрывает себя, и тогда растение будто само движется и реагирует, выделяет вещества и впитывает из окружающей среды — в этом, в сущности, и заключается его жизнь.

А затем есть животный уровень, который как будто еще более свободен в своей жизни. Насколько Творец сокращает свое присутствие в животной природе, настолько Он передает ей свое управление на уровне инстинктов и другой силы. Т.е. животное тоже ощущает некоторую свободу, и животный уровень — это мера его жизненности.

Мера свободы, возникающей за счет того, что Творец не находится в творении в обязывающей форме, определяет меру жизненности и меру свободы творения, меру его ощущения жизни. Если бы Творец не отдалился и не оставил растение, то растение не смогло бы жить. Т.е жизнь — это мера удаления Творца от творения.

Творец как бы дает творению некое свободное пустое пространство, в котором творение существует, некий внутренний вакуум внутри творения. Это пустое пространство дает творению возможность начать развиваться — развивать органические и биологические формы жизни.

В этой жизни Творец отдаляется от человека также на неживом, растительном, животном и человеческом уровнях. Если Он позволяет человеку развиваться только как растение, т.е. лишь в какой-то небольшой мере удаляет Себя из творения, то тогда творение превращается в растение. Если Творец удаляет себя немного больше, ограничивая свою полную власть внутри творения, то от этого в творении образуется еще больший недостаток, большие желания, за счет того, что оно чувствует себя свободным, то тогда творение становится животным. Когда Творец еще больше выводит себя из творения, предоставляя ему свободу, то творение, наполняя это пустое пространство, эти желания, в которых не ощущает присутствия Творца, развивается до уровня «человек».

В любом месте мы видим два треугольника, которые должны дополнить один другой. Чем больше Творец выводит себя из творения, настолько творение должно само восполнить недостаток присутствия Творца. Это то, что мы должны сейчас сделать на ступени «человек». Если на неживой, растительной и животной ступени мы разным образом восполняли себя, вынуждаемые это сделать, не соучаствуя в этом своим умом, то на ступени «человек» мы должны восполнить себя за счет собственного разумного и рационального участия, обладая пониманием. И отсюда и далее должен начаться Человек... 


[1] Бааль Сулам — Иегуда Ашлаг (1884-1954), создатель современной научной каббалы, автор фундаментального труда «Учение Десяти Сфирот»  и комментариев «Перуш а-Сулам» на книгу «Зоар» рабби Шимона и «Сияющий Лик» на книгу «Древо Жизни» Ари.

[2] Подробно этот процесс описан в книге: Лайтман М. Основы каббалы, М., 2003.

«Биография | Как привести мир в равновесное состояние»


К началу
   Версия для печати





Отзывы
Все отзывы
Оставить отзыв
Код
(введите код подтверждения)
Имя: *
E-mail:
Текст:
© 2004-2014 Antropolog.ru