Человек.ру » Ф.И.Гиренок. Биография из персонального сайта » Версия для печати
Полная версия: http://www.antropolog.ru/doc/persons/fedor/girenok6

Гиренок Федор Иванович (р. 17.03.1948). Род. на Алтае. В 1971-1976 гг. учился на философском факультете МГУ; в 1979 г. окончил аспирантуру философского факультета МГУ. С 1980 – мл. н.с. Центр. Совета филос. семинаров при президиуме АН СССР. С 1984 – ст. н.с., с 1989 – вед. н.с. Центр. Совета филос. семинаров. С 1990 по 1992 – вед. н.с. ИНИОН АН СССР, с 1992 – вед. н.с. ИФ РАН. С 1999 – проф. Кафедры филос. антропологии филос. факультета МГУ. Докт. Диссертация – «Экология как феномен самосознания цивилизации». (1989).

Г. считает себя философом археоавангарда. Приведем его обоснование своей т. зр. Философия близка литературе. И это накладывает на философа доп. обязанности. Точность филос. мышления достигается разработкой не только спец. Техн. Языка, но и поэтической организацией филос. текста, а также использованием глубинных ресурсов языка: пословиц, поговорок, сказок, языка повседневности, нац. идиом. Археоавангардисты ориентируют на чтение вслух свои философские тексты, которые не должны скрывать лежащие в их основе метафоры, а показывать их, что требует определенного синтаксиса. Идеальный филос. текст является, по мнению Г., бессловесным, а речь – немой. Бессловесность текста и немота речи задают, как он полагает, такой горизонт рассмотрения проблем, внутри которого устанавливается сопряжение «архе» и авангарда. Археоавангард исходит из того, что жизни достаточно языка чувств, а истине – языка мышления. Но язык мышления, считает Г., неприменим к жизни. И в момент отсутствия истины, ее децентрирования этот язык образует самозамкнутое симулятивное пространство культуры. В основе любой культурной симуляции лежит др., отношение к др. Симуляция и временное, условное обнаруживают фундаментальное тождество. Что же противостоит временному? Дословное. Дословность чувства начинает противостоять симуляциям рефлексивного сознания, временному. Симуляции ума могут привести к безумию. Дословность чувства – к бесчувствию. От безумия человека спасает заумь. От бесчувствия – задушевность, сердечность. В поисках сердечности зауми, по мнению Г., смысл философии археоавангарда.

 

Сочинения: Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1997; Диалектика и эклектика в исследовании человека // Диалектика и научное мышление. М., 1988; Русский космизм. М., 1990; Судьба русской интелигенции. М., 1991; Явь и грезы бесконечного тупика // Социум. 1992. №5; Новое язычество // Кризис современной цивилизации. Выбор пути. М., 1992; Ускользающее бытие. М., 1994; Метафизика пата. М., 1995; Картография дословности. Патология русского ума. М., 1998; Антропологические конфигурации философии // Философия хозяйства. 2001. №1.  




© 2004-2023 Человек.ру (www.antropolog.ru)